Выставка "Кабинет диковин 21 века" - Дзержинский краеведческий музей

Выставка «Кабинет диковин 21 века»

Фотовыставка «Соловки. Место предчувствия»
10.08.2017
Художественная выставка «Живопись. Учитель и ученики»
13.09.2017
Show all

Выставка «Кабинет диковин 21 века»

С 15 августа по 2 октября приглашаем посетить «Кабинет диковин 21 века». Это передвижная мультимедийная выставка, посвящённая передовому краю биологии и биомедицины.

Выставка делится на две части. Первая часть отсылает к кабинетам коллекционеров XVIII века с их курьёзами и диковинами. Вторая часть – это рассказ о новейших достижениях генетики, молекулярной биологии и биофотоники.

Столь разные исторические модели познания оказываются тесно связанными в едином процессе исследования неведомого. Гравюры с изображением кунсткамер соседствуют с микроэлектродной матрицей и радиотехнической моделью нейрона, анимационный фильм о встречах голландского анатома Фредерика Рюйша с Петром I предваряет сюжеты о новейших экзоскелетах и нейроаниматах.

Иногда сходства между экспонатами кунсткамер и плодами ума современных учёных бросаются в глаза, даже терминология в современной нейронауке та же: гибриды, симбиоты, химеры…

И весьма поучительно соотнести между собой фантастические химеры кунсткамер и реальные генетические гибриды, когда перенос генов от одного вида (и даже класса) организмов к другому позволяет тому приобрести ценные (с точки зрения человека) свойства. А ярмарочных силачей и великанов прошлого вполне можно сопоставить с нынешними экзоскелетами, управляемыми сигналами мозга. А нейроаниматы, где исходно биологическая нейронная ткань управляет кибернетическим устройством – разве это не схоже с Големом пражского раввина Бен Бецалеля? А искусственная нейронная сеть – не сродни она фаустову гомункулусу?

И способность нынешних нейрогенетиков по типу конформации ДНК в геноме прогнозировать развитие и организовывать лечение таких недугов, как болезни Паркинсона и Альцгеймера – разве это не напоминает хотя бы отчасти когда-то гремевшие на всю Европу физиогномику и френологию?

Не будем забывать, что именно упорные поиски голландских аптекарей, французских механиков, английских философов, германских схоластов – а после создания петровской Академии наук и их российских коллег – заложили основу современного естествознания.

Фрэнсис Бэкон на многие годы определил программу научной работы в области биологии, связанной с определением причин аномалий в теле человека и животного. Мы должны, писал он, изучать случаи отклонения от нормы,  «ибо когда природа будет познана в своих вариациях, и причины их станут ясны, будет нетрудно искусством добиться от природы того, чего она достигла случайно».

Современные генетики уже могут назвать конкретные гены, поломки которых приводят к рождению монстров, заполнявших кунсткамеры XVIII века. Более того, биологи могут редактировать геном экспериментальных животных, смешивать геномы разных видов – то есть создавать генетические химеры и использовать их для изучения причин возникновения болезней, а в перспективе, и для лечения.

Современным учёным удалось вырастить нейронный сгусток вне тела животного, своего рода «мозг в пробирке» – и связать его с кибернетическим устройством. Нейро-машинные гибриды, управляемые сигналами мозга экзоскелеты, искусственно созданные животные-мутанты и животные-химеры – всё это без преувеличения можно назвать экспонатами воображаемого кабинета диковин XXI века.