Подстаканник - Дзержинский краеведческий музей

 В России и странах СНГ история этого предмета связана с романтикой поездов. По подсчётам, установленным статистиками РЖД, только за 2016 год было выпито 14 миллионов стаканов чая общим объёмом 3 миллиона литров! Спроси любого, с чем ассоциируются путешествия в поезде, ответ будет прост: кипяток у проводника, чай в стакане с подставкой. Одно время привычный атрибут заменяли на пластиковые стаканы, но тогда терялась традиция и история. О ней сейчас мы вам расскажем.

Точное время появления подстаканников конкретно неизвестно, так как специалисты разнятся во мнении по данному вопросу.  В основном полагают, что подстаканник появился примерно в начале 20 века, что было связано с отказом от фарфора и приходом в бытовой обиход стеклянной посуды. Стекло, как известно, быстро нагревается и при этом стаканы не имеют удобной ручки, как у чашек. Для того, чтобы не обжигать пальцы горячим чаем, было изобретено такое приспособление, как подстаканник.

Существует информация, что подстаканник появился в России в 1720-х годах, в то время, когда страну провозгласили Российской империей и были введены новые правила этикета. В чайной церемонии женщинам полагалось пить чай из фарфоровой посуды, а мужчинам – из стаканов. Но пить горячий чай из стакана, как говорилось выше, было неудобно. Тогда и придумали подстаканники.

Некоторые считают началом истории появления подстаканника 1631 год, когда в страну привезли чай. Мужской быт с того времени украшал не только портсигар, табак, но и подстаканник. Кстати, ближе к XIX веку в России появились дамские маленькие подстаканники. Маленькие потому, что женщинам по этикету не положено было много есть и пить.

Несмотря на все домыслы, достоверно известно, что широкий выпуск  подстаканников начался на Тульском оружейном заводе в конце 18 века. Вид они имели “солдатский”: крепкие, латунные, без всяких украшений, но зато с большим сроком действия.
В середине 19 века данным предметом обихода заинтересовались ювелиры – ведь это широкая сфера для деятельной фантазии. Выполнять подстаканники стали в разных стилях – рококо, барокко, классицизм. Также варьировались и техники исполнения – литье, ручная работа в сборе, украшение различными рисунками, орнаментами и эмалью.

После революции 1917 года этот предмет быта остался. Но он стал выпускаться в меньшем количестве: наверное, держать революционный шаг и пить чай – занятия несовместимые.

Однако спустя некоторое время, в эпоху новой экономической политики изготовление подстаканников возобновилось (правда, небольшими рабочими артелями). Кроме известной технологии производства литья подключаются еще методы выдавливания рисунка и гравировка.

Особое веяние в пользу подстаканников произошло в 20-х годах 20 века. На это повлиял отказ правящей верхушки от производства фарфора и фаянса в пользу стекла. Чтобы «большевистское руководство» не обжигало пальцы о горячие стаканы, нужна была безопасная окантовка. При этом формируется жесткий стиль, так называемая корпоративная установка, по виду и оформлению металлической облицовки высшего начальства, руководителей мелких партийных аппаратов, членов секретариата и т.д. Наряду с графинами, стаканами, кожаными портфелями появляются новые подстаканники.

Наибольшей популярности  подстаканники достигли в 40-70-е годы. Появляется новый сплав, из которого они изготавливаются – медь-никель-цинк (МНЦ) с глубоким серебрением, а также мельхиор, алюминий и нержавейка.

Выпускаются целые серии подстаканников, которые посвящены памятникам известных людей, архитектуре, памятным датам, городам (в особенности городам-героям), а также подстаканники с разнообразными  цветами, орнаментами, животными. Подстаканник становится  высокохудожественным предметом обихода.

Однако к середине 60-х годов  он постепенно исчезает с обеденных столов, что связано с новыми веяниями моды, которые предпочитали синтетику и пластик.

В результате подстаканник стал скорее раритетом, сувениром или оригинальным подарком и долгое время люди более старшего поколения продолжали пить чай именно из стаканов с подстаканниками.

В современном мире можно встретить подстаканники в стилизованных кафе и ресторанах. Но они так и остались главной фишкой поездов, где не прижились пластиковые стаканчики и прочие заменители.