Галоши - Дзержинский краеведческий музей

 Существует две версии происхождения резиновой обуви – галош. Согласно одной из них, своим происхождением галоши обязаны далекой культуре индейцев Южной Америки.
Во времена завоевания Америки колонизаторы увидели, как индейцы опускали ноги в сок каучуковых деревьев. Сок высыхал, и на ногах аборигенов появлялась непромокаемая пленка, в которой очень удобно было ходить по грязи и лужам.
Завоеватели прихватили с собой несколько экземпляров необычной обуви и привезли на родину, где она произвела фурор, но широкого распространения не получила в силу отсутствия сырья для производства.
По другой версии, галоши были изобретены англичанином Рэдли в начале 19 века, который никак не мог вылечиться от простуды, подхваченной им из-за вечной лондонской слякоти. От скуки он читал том «Галльской войны» Юлия Цезаря и узнал, что древние галлы для защиты от грязи носили защитные футляры для обуви «gallicae». В 1803 году Рэдли запатентовал своё изобретение — чехлы для обуви из ткани, пропитанной сырым соком каучукового дерева. Галоши из сырого каучука обладали одним серьезным недостатком: на холоде они твердели и становились ломкими, а в жаркую погоду «таяли» — неприятно пахли, делались липкими и мягкими.
В массовом порядке галоши появились только после того, как началось промышленное производство резины — в начале XIX века. Тогда молодой американский изобретатель Чарльз Гудийр изобрел метод «сваривания» каучука с серой, после чего получалась прочная резина.
Тут же был налажен выпуск галош, которые не промокали и стойко переносили все капризы непогоды. Новинка сразу приглянулась потребителям — действительно, в галошах можно было смело шагать по лужам, а ноги при этом всегда оставались сухими.
В России массовое производство галош началось в 1859 году, когда в Петербург прибыл немецкий предприниматель Ф. Краузкопф, который продавал продукцию американских производителей галош в Гамбурге. В 1860 году Краузкопф открыл в Петербурге ТРАРМ, или Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры.
Предприятие выпускало большой ассортимент резиновых изделий и, конечно, «чехлы для обуви». Уже через несколько месяцев предприятие производило до 1000 пар галош в день. И ставка была верной, так как спрос на галоши был очень хорош и постоянно рос. С 1888 года на галошах появился фирменный знак – треугольник с начальными буквами фирмы внутри, со временем слово «треугольник» стало названием фабрики – «Треугольник» (после революции — «Красный треугольник»).
Есть данные, что с 1900 по 1912 год выпуск резиновой обуви, а именно галош, вырос с 10 миллионов до 20 миллионов парв год. При этом четверть продукции экспортировалась в Европу и США. Российские галоши носили по всей Европе.
После революции выпуск галош начался только в 1921 году, когда «Треугольник», а следом за ним и московский «Большевик» возобновили работу. Спрос был огромный, товар расходился мгновенно. На ниве рекламы московских галош трудились лучшие творческие силы страны — плакаты Маяковского и Родченко о рекламе галош навеки остались в истории советского конструктивистского дизайна.
Однако стремление всеми силами нарастить объемы производства часто вело к снижению качества производимой продукции, что грозило стране валютными потерями — галоши были статьей экспорта Страны Советов. Марка «Треугольника» была хорошо известна за рубежом, но советские резиновые изделия уже не соответствовали западным требованиям.
Широкий ассортимент резиновой обуви стремился охватить все виды населения и все жизненные ситуации: выпускались галоши и боты мужские, женские, мальчиковые, девичьи и детские; галоши с гнездом для каблука — чтобы надевать на ботиночки, и без оного — чтобы носить на необутой ноге; формовые без подкладки (чуни); типа босоножек с ремешком вместо задника на летнее время года, галоши на валенки, галоши садовые, галоши глубокие «азиатские» без подклада и с подкладом из шерсти, галоши клееные и глянцевые (лакированные), с каблуком и без каблука. Для женщин выпускались ботики на носочек и на туфли (с выемкой для каблука): стали соединять войлочный верх и резиновый низ, так появилась обувь, прозванная в народе « прощай молодость». Для женщин было большой удачей приобрести утепленные низкие ботики с маленьким каблучком, отделанные сверху мехом, которые называли « румынки», они были высшим шиком для советских модниц. Выпускали галоши с брезентовым продолжением- прообраз современных кед, и даже галоши с коньками!
50-60-е гг. прошлого века стали пиком популярности галош, а начиная с 1970-х годов в СССР«неуклюжие» галоши с красной байковой подкладкой постепенно стали выходить из моды, оставив горожан наедине со слякотью и грязью на улицах крупных российских городов.
Но с приходом современности исторический путь галош не окончился.
В 2002 году на Зимней олимпиаде в Солт-Лейк-Сити сборная России была одета в валенки с галошами — современными и стильными.
На сегодняшний день новые материалы и модели сделали галошипопулярным модным аксессуаром.Они снова возвращаются к нам: яркие, цветные, в клеточку и в горошек, с вологодскими кружевами, и с буйным разноцветьем трав.
Для любителей красиво одеться и обуться производятся лакированные модели, которые выглядят стильно и утонченно, не портя внешний вид, а, наоборот, дополняя его. Для специализированных нужд производят полиуретановые разновидности с усиленной резиной и крепкой полиуретановой подошвой. Чаще всего их используют на охоте и рыбалке вместе с теплыми вкладышами внутри, которые могут быть как валяные, так и войлочные.
Под каждую обувь можно подобрать галоши по высоте, материалу, форме и цвету, что улучшит внешний вид обуви и полностью защитит ее от дождя, слякоти и снега, значительно увеличив срок ее эксплуатации.