Лапти - Дзержинский краеведческий музей

Лапти – это обувь, которую на протяжении многих веков носили крестьяне на Руси.

Плели лапти из коры  лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты…Самыми прочными и удобными считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники.

Лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, при помощи которой лапти закреплялись на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы. Ещё лапти делали из пеньковой веревки — крутцы, и даже из конского волоса — волосяники. Такую обувь носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

Плели лапти, как правило, мужчины и мальчики-подростки. Это считалось исключительно мужским занятием, женщинам доверяли только «ковырять» подошвы. Умение женщины сплести хороший лапоть вызывало недоверие мужчин и особое уважение односельчанок. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7 – 8 лет, а к 10-12 годам подросток мог сплести лапти не хуже взрослого.

Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям! Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — тогда специальных мастерских ещё не было очень долгое время.

Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись за лыком в лес целыми артелями. За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей.

Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево. Отсюда пошло выражение «ободрать как липку».

Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей, лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день, в зависимости от опыта и сноровки.

Для плетения лаптя требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги. Кроме колодки ещё был необходим нож для подрезания лыка и особенный инструмент кочедык, представляющий собой нечто вроде отвёртки с деревянной ручкой и с металлическим стержнем, имеющим плоское, горизонтальное окончание. Назначение этого инструмента — приподнимать одну из петель уже сплетённой части лаптя для того, чтобы просунуть в неё свободный конец лыка. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Говорят, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже.

Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре левый от правого не отличались

Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Другое дело, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели — за четыре, летом, в страдную пору, — и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей.

Лапти просуществовали несколько веков, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.