Языческая культура Древней Руси положила начало формированию славянской культуры и навсегда осталась в духовной жизни, традициях, обычаях, музыке и искусстве нашего народа.
Древнерусская символика до сих пор присутствует в вещах и предметах быта. Одним из таких предметов является рушник, который сконцентрировал в себе множество разнообразных значений.
В старину без рушников не обходилось ни одно важное событие в жизни русского человека: рождение, крестины, свадьба, новоселье, похороны. Ими украшали избу — развешивали по стенам, над дверями, окнами.
В фондах нашего музея хранится большая коллекция рушников конца 19- начала 20 вв.
Некоторые считают, что слово «рушник» происходит от слова «рука» и обозначает полотенце, которым вытирают руки. Однако свое происхождение слово «рушник» ведет от слова «руш», которое в древнеславянском языке означало «рушить», т.е. ломать, рвать. Рушник- это оторванный кусок ткани, который украшали вышивкой и использовали в ритуалах и обрядах. То, что кусок полотна отрывали, а не отрезали, вполне логично, поскольку ткачество возникло гораздо раньше, чем появились в обиходе ножи и ножницы. Для того, чтобы выкроить рушник нужной формы (в ширину 35- 40 см, а в длину от 3 до 5 метров), на полотне делался надрез острым камнем, а затем ткань уже рвалась руками.
Вышивать рушники обычно начинали после Покрова дня (14 октября), когда все работы в поле были завершены, и женщины могли заниматься домашними работами. В вечернее время они пряли, ткали, шили или вязали для всей своей семьи.
Рушник сопровождал человека всю жизнь, начиная от рождения и до самой смерти, связывая в единую цепь представителей разных поколений одного рода.
При рождении ребёнка использовался родильный рушник -на него повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник, на котором ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы, или даже до похорон. Рушники сопровождали человека и при его погребении — на них несли гроб, вешали на могильный крест.
Белый цвет, присущий рушнику, испокон веков ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов.
Так, с оберегающей целью во время засухи или эпидемии, коллективно изготовляли рушник или просто кусок полотна, которыми могли опоясать церковь, выстелить дорогу, улицу, раздорожье, перегонять через полотно скотину или переходить через него людям. Во время засухи такой рушник несли в церковь и клали на образ. Иногда делали деревянный крест, вкапывали его на краю села или на могиле и вешали на него вытканный рушник.
Рушниками завешивали окно „от злых духов”, когда освящали избу или справляли поминки-«чтоб нигде не спряталась нечисть». Над дверями также вешали длинный рушник – для защиты дома.
Вспоминая известную присказку “скатертью дорога!”, нельзя не вспомнить о подорожных рушниках. Такие рушники, небольшие, со скромной, но тщательно продуманной вышивкой, давали в дорогу тем, кто покидал родной дом: воинам, торговцам, путешественникам Подорожный рушник символизировал пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.
На большие ежегодные праздники вышивались особые праздничные рушники. Например, на Масленицу в благодарность за угощение, хозяев дома одаривали рушником-блинником. Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, хлебов и были похожи на хлебосольные рушники, но отличались орнаментом – на них часто присутствовали аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и вышитые пасхальные яйца. «Божником» называли рушник, обрамляющий иконы.
Особая роль принадлежала свадебному рушнику. Не менее сорока рушников необходимо было припасти к свадьбе, но главными считались всего пять: родительский рушник, союзный рушник, «божник», венчальный рушник и хлебосольный рушник.
Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты.
Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее, поэтому приниматься за вышивку позволялось только с благими мыслями и хорошим настроением.
Символы для вышивки подбирались тщательно. Парные птицы (голуби или лебеди) символизировали любовь и счастье, имена брачующихся- благословление рода, цветы- здоровье будущих детей. После свадьбы, оставшиеся в кругу семьи рушники складывались в сундуки и хранились много лет. Чтобы не навредить своему роду, их запрещалось выбрасывать или дарить чужим людям. А вот передавать по наследству разрешалось. Считалось, что если счастливая в браке женщина подарит своим детям свадебные рушники, то и у них жизнь заладится.
На протяжении многих столетий рушник оставался обязательным атрибутом в проведении праздников и обрядов и необходимым элементом крестьянского быта.
Надо отдать должное, интерес к «рушниковой» культуре в наши дни не угасает. Рушник- это частица нашей культуры, напоминающая нам о наших предках, о корнях наших верований.